Круглый стол на тему «‎Как университеты используют внешние онлайн-курсы в своих программах».

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

2 декабря на международной конференции eSTARS 2020, организованной Высшей школой экономики и глобальной платформой Coursera, состоялся круглый стол на тему «‎Как университеты используют внешние онлайн-курсы в своих программах».

Россия глобально опережает мировые университеты в сфере развития онлайн-обучения: по словам ректора НИУ ВШЭ, дистанционное образование для вузов — это возможность прорваться в будущее, дать более качественное образование. Для студента, вне зависимости от того, где он учится, возможности выбора становятся безграничными.

Вопросы внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс коллеги обсудили на дискуссии под модерацией Исака Фрумина, научного руководителя Института образования ВШЭ.

Центральными темами для обсуждения стали:

— сколько и каких онлайн-курсов интегрируются в учебный процесс университета;
— как используются онлайн-курсы: вместо или одновременно с офлайн-обучением;

— каковы стимулы вузов использовать онлайн-курсы;
— какие барьеры и отрицательные стимулы существуют;

— какой формат онлайн-курсов оптимален для их использования в учебном процессе;

— какова экономическая модель использования онлайн-курсов

— почему абсолютного перехода на онлайн-курсы так и не произошло, несмотря на то, что тенденция их увеличения продолжает расти.

Вопрoс перехода высшего образования в онлайн прокомментировала Виола Ларионова, заместитель проректора Уральского федерального университета: «Мне кажется, что здесь важно целеполагание. Сейчас уже внедрение технологий онлайн-обучения не должно быть самоцелью, как только у вуза появляется другая цель — улучшение качества образовательного процесса, индивидуализация образовательных траекторий, осуществление проектной деятельности, студентоцентрированность, всё сразу встаёт на свои места».

Коллеги из Тюменского государственного и Северо-Кавказского федерального университетов подчеркнули, что полный переход образования в дистант в дальнейшем возможен при тщательной проработке эмоциональной составляющей дистанционных занятий: «Я думаю, что настоящие онлайн-курсы будущего ещё не созданы. Они должны быть не только информационно, но и эмоционально насыщены, захватывать студента. Это отдельное искусство, работа сценаристов, дизайнеров, редакторов. На мой взгляд, это как раз объясняет, почему полного перехода студентов и преподавателей в онлайн не произошло», — прокомментировала Мезенцева Оксана, исполняющий обязанности проректора по учебной работе СКФУ.

Ещё одним барьером для перехода эксперты выделили неготовность к новом формату со стороны педагогического состава. Виктория Голкина, проректор Ярославского государственного технического университета, отмечала, что и студенты, и педагоги испытывали определённый страх перед неизвестным, тем, что ждёт их на новых платформах, предоставленных другими университетами в рамках сетевых договоров.

Тем не менее, пандемия внесла коррективы в темп внедрения смешанного обучения: например, Кыргызский экономический университет имени Мусы Рыскулбекова, который весной находился ещё на начальном этапе использования blended learning, уже подключил более 1000 студентов к онлайн-курсам. В дискуссионной работе круглого стола с докладом выступила Проректор по учебно-методической работе Турсуналиева Д.М.

Какие тренды наблюдаются в системе образования при активном использовании онлайн-курсов, в ходе обсуждения рассказала директор ВШЭ по онлайн-обучению Евгения Кулик:

«‎Очевиден тренд на смешанное обучение, в том числе при использовании онлайн-курсов других вузов. Хотя организовать это непросто — преподаватель, который сопровождает чужой курс, должен разобраться в концепции преподавания курса и очень тщательно продумать всю практику. Но что мы увидели по результатам летней сессии 2020: при обучении студентов на курсах других университетов вузы предпочитают оценивать студентов сами, таким образом пытаясь сохранить контроль за качеством процесса с одной стороны, а с другой — не желая рисковать внешней оценкой результатов обучения студентов. В такой ситуации очевидно, что за смешанным обучением будущее».

В дискуссии приняли участие свыше 70 участников из российских университетов.

Справочно

eSTARS в 2017 и 2018 году посетило около 1000 человек из 16 стран мира, в их числе США, Великобритания, Нидерланды, Израиль, Индия, Швейцария и ЮАР. В мероприятиях приняли участие руководители и специалисты из 56 вузов, как российских, так и зарубежных, представители Минобрнауки и бизнеса, ведущие учёные и исследователи. Онлайн-конференция 2020 года собрала более 1000 участников со всего мира, свыше 150 партнёров, корпораций и больше 200 университетов. Организаторы конференции: НИУ ВШЭ и Coursera. 

Высшая школа экономики — один из ведущих российских университетов, Высшая школа экономики является лидером в образовании в России и одним из ключевых университетов в сферах экономики и социальных наук в Восточной Европе и Евразии. ВШЭ является соучредителем «Национальной платформы открытого образования» (НПОО), включает онлайн-курсы в образовательный процесс, начиная с 2013 года.

Coursera — ведущая международная образовательная платформа, которая предлагает онлайн-курсы, специализации и дипломы 160 лучших университетов мира. В это число входят и 8 российских вузов, а также 2 индустриальных партнера, которые на данный момент создали более 300 специализаций на русском и английском языках. Coursera дает возможность учащимся всего мира достичь целей в карьере, образовании, саморазвитии.